Когда менять масло в автоматической коробке передач (АКПП)

От вашего решения, когда менять масло в автоматической коробке передач, каким способом и как часто, зависит срок жизни этого важного и дорого механизма в машине.

Нужно ли менять масло в АКПП

Самый надёжный способ найти достоверную информацию об обслуживании автоматической коробки передач (АКПП) вашего автомобиля – это заглянуть в руководство по эксплуатации.

Хотя и там встречаются спорные моменты. Если же руководство и сервисная книжка где-то затерялись, то вам точно нужно прочитать эту статью.

Зарубежные производители утверждают, что в течение всего срока эксплуатации современного авто масло в АКПП (его ещё называют ATF и трансмиссионная жидкость) не требует замены.

При этом следует учитывать, что расчётный жизненный цикл такой машины – около 150 тысяч километров или 3-5 лет в идеальных условиях эксплуатации.

Когда менять масло в автоматической коробке передач

То есть без учёта экстремальных и просто тяжёлых условий использования автомобиля:

  • режим «старт-стоп» в условиях города;
  • динамичная езда с быстрым набором скорости и резкими торможениями;
  • большие температурные скачки, работа при очень низких и высоких температурах (что характерно для России);
  • езда по бездорожью;
  • предельные нагрузки при полной загрузке.

По истечению срока гарантийного обслуживания машина отправляется на капремонт, на переработку или продаётся в менее богатые страны. Так работает автомобильный рынок на Западе.

ATF не контактирует с элементами сгорания, поэтому «живёт» дольше моторного. Но оно также не защищено от грязи, воды и продуктов механического износа элементов АКПП.

Специальные внутренние фильтры, если их не менять, забиваются различным мусором. Это негативно влияет на работу масляного насоса.

Из-за перегревов коробки и времени присадки в масле теряют свои смазывающие свойства. В результате, трение механических компонентов АКПП становится сильнее – уровень масла падает, его износ усиливается.

Если своевременно не менять ATF и фильтры в коробке передач, это может привести к поломкам клапанов, электронных элементов и выходу из строя всей АКПП.

Нужно ли менять масло в АКПП? Пока российские дороги далеко не идеален, а климат экстремально переменчив, однозначно – да. Причём как водителям новых, так и поддержанных автомобилей.

Частичная или полная замена масла в АКПП

Когда менять масло в АКПП нужно без промедлений и решение созрело, необходимо определиться, как это сделать.

Существует 3 способа:

  1. Полная замена: методом прокачки или вытеснения.
  2. Частичная смена жидкости.
  3. Замена жидкости совместно с чисткой гидроблока и его тестированием.

Первый способ является самым лучшим. Полное обновление трансмиссионной жидкости – это избавление от всех продуктов износа, гарантия сохранения полезных свойств новой жидкости и 40-50 тысяч километров пробега со спокойно душой за АКПП.

Однако это и самый рисковый способ, если на работу коробки передач были какие-либо нарекания. Закачка более 90% новой ATF обостряет все проблемы в работе механизма – вплоть до необходимости сервисного ремонта коробки.

Частичная замена – это щадящий способ продления жизни коробки передач. ATF меняется без использования насоса, то есть сливается только то, что сливается. Загрязнённая жидкость «разбавляется», её полезные свойства несколько повышаются.

Преимущества этого способа:

  • узлы коробки продолжают работать в привычном режиме;
  • он не требует специального оборудования;
  • необходимо меньше литров новой жидкости.

В целом, такая процедура может оказаться более экономичной, чем полная замена. Обычно её проводят в 2-3 этапа, чтобы «вымыть» максимальное количество старой жидкости.

Частичная или полная замена масла в АКПП

Если проблемы в работе коробки очевидны и уже давно были замечены, то замену масла следует совместить с чисткой гидроблока и установкой новых прокладок.

Однако этот способ сэкономить подходит только для автомобилей, на которых легко снять картер АКПП и гидроблок. Часто такой «ремонт» коробки приводит к её полной поломке.

Когда менять масло в автоматической коробке передач

Если в руководстве по эксплуатации автомобиля не написано о «пожизненном ресурсе» ATF, то в нём должен быть указан примерный пробег или временной период, после которого масло необходимо поменять.

Причины для замены трансмиссионной жидкости могут быть следующие:

  • покупка машины с рук с «серой» историей и непонятными записями в сервисной книжке;
  • утечка ATF;
  • новый автомобиль проехал 50-60 тысяч (3-5 лет);
  • после первой замены – каждые 60 тысяч пробега в стандартных условиях или 30 тысяч – при эксплуатации с повышенными нагрузками;
  • неудовлетворительное качество жидкости при визуальном (цвет, запах, наличие твёрдых материалов) или сервисном осмотре.

Проверять уровень жидкости в коробке передач рекомендуется каждые 30 000 километров.

Частота замены масла в АПКК напрямую зависит от характера эксплуатации автомобиля (обычная загрузка, стиль вождения) и внешних факторов (температура, влажность и т.п.).

Сколько нужно масла для замены в АКПП

В зависимости от устройства автоматической трансмиссии, года выпуска авто и его модели объём ATF может различаться на 1-3 литра.

Для полной замены старого масла может понадобиться от 6 до 9 литров нового. Точный объём АПКК указан в руководстве к автомобилю.

При частичной замене без использования насоса обычно удаётся слить 30-50% от общего объёма ATF.

Однако, учитывая, что жидкость придётся сливать 2-3 раза, то нужно быть готовым к покупке масла на 1,5 объёма коробки вашего авто.

Типы, виды и спецификация ATF

В автоматических коробках ATF выполняет ещё и функции гидравлической жидкости, поэтому требования к нему выше, чем на механике. Основные требуемые свойства: высокий индекс вязкости и стойкость к окислению, отсутствие пенообразования.

В зависимости от основы ATF, выделяют 3 типа. Каждый тип масла обладает своими свойствами и характеристиками:

  1. Синтетическое обладает хорошей текучестью и малой восприимчивостью к смене температуры за бортом автомобиля.
    Оно содержит высококачественные современные присадки, которые повышают устойчивость механизмов к физическому воздействию, но стоит довольно дорого.
  2. Минеральное намного проще по своему составу, что позитивно отражается на стоимости.
    Однако присадки таких ATF содержат много серы.
  3. Полусинтетическое – это комбинация двух предыдущих типов, средний вариант по цене и качеству.

Также трансмиссионные масла принято различать по брендам и производителям.

Нужно ли менять масло в АКПП

Выделяют:

  • оригинальные масла;
  • рекомендованные производителям;
  • универсальные.

Наиболее существенно они разнятся ценой, а также качеством и эффективностью присадок.

Масла для АКПП обычно классифицируются по двум спецификациям: Dextron и Mercon. В большинстве современных автоматических трансмиссий использует тип Dextron III или Mercon первого поколения.

В рамках спецификаций ATF классифицируют по вязкости:

  • API – включает 7 групп, различных по свойствам и характеристикам;
  • SAE – включает 3 группы: зима, лето, всесезонка.

Главное при выборе класса масла — доливать или полностью менять жидкость в коробке на более низкую классом противопоказано! Также не рекомендуется смешивать классы.

Поэтому при прохождении сервисного обслуживания очень важно следить и настаивать на том, чтобы автослесарь вписывал название масла, которое он заливает в машину, в сервисную книжку. Иначе потом могут возникнуть проблемы.

Главный принцип обслуживания автомобиля

Теперь вы знаете, когда менять масло в автоматической коробке передач, и какие последствия могут наступить, если этого не делать.

Как не удивительно, один из самых важных принципов в обслуживании автомобиля – это систематический и тщательный сбор информации о том, как, когда и что заливалось в ту или иную ёмкость.

Не откладывайте, начните это делать прямо сейчас – и ваш автомобиль ещё долго прослужит вам и не потеряет в цене при продаже.

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *